Детск ий сад

58

(812) 395-39-73
г. Санкт-Петербург,
Комендантский пр., д. 25, к. 2

gdou58@mail.ru

Утренняя гимнастика для детей

Автор: Г.М.Данилова, старший воспитатель

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников. 

Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. 

Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка. 
Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т.п.) Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе), так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка. 

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию: 

Упражнения на восстановление дыхания 
Пальчиковые гимнастики, 
Упражнения для глаз, 
Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие. 
Утренняя гимнастика пройдет эффективней и увлекательней в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение. 

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день. 

Комплекс утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста на стульчиках 

I часть (стульчики расставлены по зрительным ориентирам заранее в центре спортивного зала) 

Обычная ходьба в колонне, ходьба на носках, легкий бег (50-60 сек), бег со сменой направления, ходьба приставным шагом вперед (поочередно правой и левой ногой), бег в быстром темпе (15 – 20 сек), ходьба «змейкой» вокруг стульчиков. 

II часть. Общеразвивающие упражнения на стульях 
 

1. И.П. – сидя на стуле, ноги параллельно, руки опущены вниз. 

Выполнение: 

1 – Поднять руки в стороны. 
2 – Опустить вниз, вернуться в исходное положение. 

Дозировка: 5 – 6 раз. 

Темп: быстрый. 

2. И.П. – сидя на стуле, одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом. 

Выполнение: (cмена положения ног) 

1 – Левая нога выпрямлена вперед, правая – под стулом. 
2 – Правая нога выпрямлена вперед, левая – под стулом. 

Дозировка: 5 – 6 раз. 

Темп: быстрый. 

3. И.П. – сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 

Выполнение: 

1 – Наклониться вправо. 
2 – Вернуться в исходное положение. 
3 – Наклониться влево. 
4 – Вернуться в исходное положение. 

Дозировка: 6 раз. 

Темп: средний. 

4. И.П. – стоя на четвереньках, сиденье стула – под животом ребенка. Ребенок опирается на руки и на колени. 

Выполнение: 

1 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 1 сек. (вдох) 
2 – Вернуться в И.П. (выдох) 
3 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох) 
4 – Вернуться в И.П. (выдох) 
5 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 3 сек. (вдох) 
6 – Вернуться в И.П. (выдох) 
7 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох) 
8 – Вернуться в И.П. (выдох) 
9 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 1 сек. (вдох) 
10 – Вернуться в И.П. (выдох) 

Темп: средний. 

5. И.П. – стоя за стулом, ноги параллельно, руки на спинке стула. 

Выполнение: 

1 – Присесть. 
2 – Встать, вернуться в исходное положение. 

Дозировка: 4 – 5 раз. 

Темп: средний. 

6. И.П. – сидя на стуле, сомкнутые ноги выпрямлены – находятся на полу, руки в упоре с боков сиденья стула. 

Выполнение: 

1 – Поднять правую ногу вперед-вверх. 
2 – Опустить ногу, вернуться в исходное положение. 
3 – Поднять левую ногу вперед-вверх. 
4 – Опустить ногу, вернуться в исходное положение. 

Дозировка: 6 раз. 

Темп: средний. 

7. И.П. – стоя около стула, ноги параллельно, руки на поясе. 

Выполнение: прыжки на двух ногах вокруг стула в обе стороны, в чередовании с ходьбой. 

Дозировка: 2 серии по 10 прыжков. Дети идут обычной ходьбой по залу друг за другом. Воспитатель предлагает детям помочь убрать стулья. Воспитатель оставляет 1 стул в центре зала для игрового задания «Кошка и птички». 

8. Игровое задание «Кошка и птички». В центре зала на стульчике сидит кошка (роль кошки выполняет ребенок, на голове одета шапочка «кошки»). Птички летают вокруг кошки, помахивая крылышками (воспитатель регулирует умеренный темп). Воспитатель подает сигнал, кошка просыпается и ловит птичек, а те улетают на стульчики. 

Дозировка: 2 раза. 

Обычная ходьба по залу в колонне друг за другом. 


III часть (cм. Приложение 1) 


I неделя: 

а) Дыхательные упражнения «Воздушный шарик», «Насос» 
б) Гимнастика для ног «Медведь» 

II неделя: 

в) Массаж тела «Лягушата» 
г) Пальчиковая игра «Рисунок» 

Комплекс утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста 

Воспитатель в группе загадывает загадку детям: 

Зимой беленький, 
Летом серенький. 
Никого не обижает, 
Сам всех боится. (Зайчик) 

Воспитатель: Правильно, это зайчишка. Он к нам в гости спешит и проведет с нами зарядку. 

Появляется зайчик (игрушка «Би-ба-бо»). Дети в спортивной форме входят в физкультурный зал. 

I часть. 

Ходьба обычная в колонне, бег в прямом направлении и «змейкой», ходьба на носках, на пятках (в чередовании по 8 шагов), бег с остановкой по сигналу, ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук), бег с ускорением, ходьба с высоким подниманием колен, обычная ходьба. 

II часть. 

Общеразвивающие упражнения без предметов 

«Зайка вырастет большой» 
И.П. – О.С., руки опущены. 
Выполнение: 
1 – поднять руки через стороны вверх, хорошо потянуться, поднявшись на носочки. Вдох. 
2 – Опуститься на всю ступню, руки опустить. Выдох. Выдыхая, произносить: «у – х – х – х – х». 
Дозировка: 6 раз. 
Темп: средний. 
Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела». 

«Зайка тренирует лапки» И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз 
Выполнение: 
1 – Поворот вправо с отведением правой руки назад, посмотреть на отведенную руку. 
2 –вернуться в И.П. 
3 – Поворот влево с отведением левой руки назад, посмотреть на отведенную руку. 
4 – вернуться в И.П. 
Дозировка: по 3 раза в каждую сторону. 
Темп: средний 
Индивидуальные указания. 
«Зайка приветствует ребят» И.П. – стоя, ноги параллельно, руки за спину –ладонь на ладонь. 
Выполнение: 
1 – Наклон вперед (руки остаются за спиной) 
2 – И.П. 
Дозировка: 5 раза. 
Темп: средний 

«Зайчишка тренирует лапки» И.П. – сидя, руки в упоре сзади. 
1 – поднять прямые ноги вперед- вверх 
2 – развести ноги в стороны 
3 – соединить ноги вместе 
4 – вернуться в И.П. 
Дозировка: 5 раз 
Темп: медленный 
«Зайчишка – спортсмен» И.П. – лежа на спине, руки вытянуты за головой. 
Выполнение: 
1 – Поднять согнутую в колене правую ногу; хлопнуть в ладоши под ней. 
2 – И.П. 
3 – Поднять согнутую в колене левую ногу; хлопнуть в ладоши под ней. 
4 – И.П. 
Дозировка: по 3 раза каждой ногой 
Темп: средний 
Показ и объяснение воспитателя 
«Зайка-прыгун» И.П. – ноги параллельно, руки на поясе. 
Выполнение: прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси вправо и влево в чередовании с ходьбой на месте. 
Дозировка: 2 серии по 10 прыжков. 
Дыхание произвольное. 
Указание детям: «Прыгайте легко, высоко». Показ ребенка. Поощрения. 
III заключительная часть 

Ходьба по залу в колонне по одному.



Подвижная игра «Зайка серенький сидит» 
 

Дети в центре площадки – они зайки. Воспитатель произносит стихи, а дети выполняют движения в соответствии с текстом: 

Зайка беленький сидит Присаживаются в полуприсед 
И ушами шевелит. 
Вот так, вот так! 
Он ушами шевелит. Покачивают головой, держа вытянутые ладони (или указательные пальцы), прижатыми к ушам. 
Зайке холодно стоять, 
Надо зайке поскакать. 
Скок-скок, скок-скок! 
Надо зайке поскакать. Прыжки на двух ногах на месте. 
Кто-то зайку испугал, 
Зайка – прыг и убежал. Дети убегают в заранее отведенное место. 
Дозировка: 2 – 3 раза.

© ГБДОУ Детский сад 58 Приморкского района г. Санкт-Петербурга, 2013г.
Создание сайта - SEOSKY