Детск ий сад

58

(812) 395-39-73
г. Санкт-Петербург,
Комендантский пр., д. 25, к. 2

gdou58@mail.ru

Поделки из теста. Консультация для родителей.

Автор: Г.С.Прудникова, воспитатель группы "Веселая семейка"

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. В этой статье я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Сперва, несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. 
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей. 
Цель: 
Научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение. 
Задачи: 
Задачи по развитию детей младшего возраста: 
• Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. 
• Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук; 
• Знакомить со свойствами материала; 
• Обучать приёмам лепки. 

Задачи по развитию детей старшего возраста: 
• Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.); 
• Развивать мышления и воображения. 
• Развивать внимание. 
• Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира. 
Принципы: 
• Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности. 
• Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту. 
• Принцип обогащения сенсорного опыта. 
• Последовательности и систематичности. 
• Личностно-ориентированный подход. 
• Культурного обогащения , содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов. 
• Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности. 
• Игровое обучение 
• Педагогика сотрудничества 


Преимущества соленого теста: 
1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; 
2. Легко отмывается и не оставляет следов; 
3. Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!! 
4. Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; 
5. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе; 
6. Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные; 
7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века... 
8. С готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму. 

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. 
В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост. 
Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. 
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Планируя работу на следующий год, одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно 

В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. В этой статье я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Сперва, несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. 
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей. 
Цель: 
Научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение. 
Задачи: 
Задачи по развитию детей младшего возраста: 
• Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. 
• Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук; 
• Знакомить со свойствами материала; 
• Обучать приёмам лепки. 

Задачи по развитию детей старшего возраста: 
• Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.); 
• Развивать мышления и воображения. 
• Развивать внимание. 
• Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира. 
Принципы: 
• Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности. 
• Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту. 
• Принцип обогащения сенсорного опыта. 
• Последовательности и систематичности. 
• Личностно-ориентированный подход. 
• Культурного обогащения , содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов. 
• Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности. 
• Игровое обучение 
• Педагогика сотрудничества 


Преимущества соленого теста: 
1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; 
2. Легко отмывается и не оставляет следов; 
3. Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!! 
4. Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; 
5. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе; 
6. Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные; 
7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века... 
8. С готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму. 

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. 
В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост. 
Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. 
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Планируя работу на следующий год, одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно 

© ГБДОУ Детский сад 58 Приморкского района г. Санкт-Петербурга, 2013г.
Создание сайта - SEOSKY