Детск ий сад

58

(812) 395-39-73
г. Санкт-Петербург,
Комендантский пр., д. 25, к. 2

gdou58@mail.ru

Использование дидактических игр на развитие внимания, памяти и мышления в коррекционной работе с детьми группы ЗПР

Автор: Кротова Тамара Николаевна, воспитатель группы "Цветочки"

С октября 1993 года я работаю с детьми группы ЗПР (задержка психического развития). Постоянно повышаю профессиональный уровень, слежу за новинками литературы, посещаю открытые мероприятия внутри сада и в других садах района. Участвовала в педагогических совещаниях и методических семинарах, изготовила ряд пособий по темам: «Восприятие формы, цвета, величины» и «Развитие внимания и памяти через дидактические игры».
За это время особое внимание я уделила теме «Использование дидактических игр  на развитие внимания, памяти и мышления в коррекционной работе с детьми группы ЗПР».
Так как внимание у детей дошкольного возраста в основном непроизвольное, их привлекают яркие, неожиданные раздражители. Исходя из этого, я подбираю материал яркой цветовой гаммы. Для развития устойчивого внимания детей в коррекционной работе я использую следующие дидактические игры:

1. «Чего не стало?» (Выкладываю ряд картинок, дети запоминают последовательность, а затем одну из них убираю, и дети должны определить, какой картинку не стало).

2. «Что забыл нарисовать художник?»

3. «Нарисуй так же»

4. «Найди похожее» (различие)

5. «Чего нет?»

6. «Что изменилось?»

7. «Что прибавилось?»

8. «Съедобно – не съедобно» и другие.

Во время работы с детьми, использую дидактические игры, слежу, чтобы дети развивали свою речь, проявляли большую самостоятельность, стараюсь разнообразить их деятельность. Все это значительно расширяет объём внимания у детей.

В коррекционной работе с детьми большое значение имеет развитие их памяти. Развитие памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим необходимо не только на занятиях, но и во время проведения коррекционного часа. Эффективно развивают память дидактические игры и упражнения. Мною были изготовлены следующие дидактические игры для решения этой задачи:

1.«Узнай по описанию»

2. «Чей хвост?»

3.Оденем куклу по сезону»

4.«Вершки и корешки»

5.«Собери картинку»

6.«Сервиз»

7.«Разные дома»
и другие игры.

Развитие внимания и памяти тесно связаны с развитием мышления. Все эти процессы тесно взаимосвязаны между собой и теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушены память, внимание или мышление, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Одна из задач коррекционной работы – это совершенствование словесно-логического мышления, одного из видов мышления, который непосредственно связан с речью. Два других – наглядно-действенное и наглядно-образное, осуществляются посредством действия и образа. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга. Важным элементом мышления является сравнение. Для детей моей группы, я считаю, полезно искать различия в сходном и общее в различном. Исходя из этого, я предлагаю детям на коррекционном часе дидактические игры типа:

1.«Загадки-отгадки»

2.«Что общего на картинке»

3.«Чем отличаются?»

4.«Угадай по описанию»

5.«Конструктор» (собери по схеме)

и другие.

В своей работе с детьми я так же использую дидактические игры на узнавание, различение цвета. Но в начале даю дидактические игры на запоминание близких цветов: красно-оранжевых, красно-розовых, розово-сиреневых. Это дидактические игры «Уточни цвет предмета», «Составь букет». А затем упражняю детей в различении, назывании и группировке светлых и темных цветов. Это дидактические игры «Какие цвета использованы», «Сервиз». В дальнейшем тренирую детей в различении оттенков темнее или светлее заданного цвета. Для этих целей изготовлены дидактические игры типа «Петрушка», «Махровые цветы» и др.

На коррекционном часе даю детям уже знакомые дидактические игры. Если игра сложная, то на игру объединяю двух-трех детей и помогаю на роль ведущего выбрать ребенка, хорошо владеющего правилами игры. Иногда сама включаюсь в игру, если вижу, что дети не справляются. Другим детям помогаю советом, улыбкой, поощрением, жестом. Всегда даю положительную оценку деятельности детей, стараюсь найти любой положительный момент в игре, даже если ребенок не справляется с поставленной задачей.

Все выше перечисленные игры моно использовать в коррекционной работе с детьми как на развитие внимания, так и на развитие памяти и мышления. Все зависти от поставленной воспитателем на данный момент задачи.

© ГБДОУ Детский сад 58 Приморкского района г. Санкт-Петербурга, 2013г.
Создание сайта - SEOSKY