Детск ий сад

58

(812) 395-39-73
г. Санкт-Петербург,
Комендантский пр., д. 25, к. 2

gdou58@mail.ru

Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, существительных во множественном числе в Родительном падеже.

Игры и упражнения для  формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, существительных во множественном числе в Родительном падеже.

Учитель-логопед: Саркисян Гаянэ Юрьевна

В ходе нормального речевого развития из всех имеющихся в языке суффиксов ребенок раньше всего усваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы. Согласно А.Н. Гвоздеву, первые случаи употребления форм с этими суффиксами отмечаются в речи детей приблизительно в возрасте 1г.2м.22дн. В период с 1г.8м. до 2л.2м. наиболее часто употребляются суффиксы -к-, -ок-, -очк-, -ечк-.

 Это можно объяснить двумя причинами. Первая из них состоит в том, что он очень часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и т. п. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов.

Вторая причина заключается в том, что добавление к словам

уменьшительных суффиксов менее всего изменяет смысловое значение слов. Например, кроватка так и остается кроватью, то есть предметом для сна, и только как бы уменьшается в размерах. . Добавление же к словам других суффиксов обычно резко меняет их смысловое значение.
Однако при всей сравнительной легкости усвоения общего смыслового значения уменьшительных суффиксов дети в то же время не могут сразу усвоить сами эти многочисленные суффиксы и научиться правильно их употреблять. Это приводит к тому, что на ранних этапах речевого развития они заменяют более редко встречающиеся суффиксы более распространенными. Так, усвоив смысловое значение уменьшительности суффикса -ик-, по аналогии со словом столик они говорят лошадик вместо лошадка, петушик вместо петушок, лампик вместо лампочка и т. п.
Все сказанное свидетельствует о том, что очень важно каждому ребенку дошкольного возраста оказать своевременную помощь в более быстром и легком усвоении им как уменьшительных, так и всех других суффиксов .

Вот некоторые игры и упражнения , которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 


         1.Игра «Кто самый внимательный?».

   Педагог  раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого       и маленького размера и дает задание: «Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова. 

 

     2.Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».

   Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот». Он объясняет правила: «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем логопед говорит про маленькие предметы,    а дети про большие.

3.Игра «Мама и дочка».

   Взрослый показывает картинки с изображением мамы и дочки и говорит: «Мама учит дочку и выполняет действия с большими предметами. Слушайте. Мама завязывает шарф. Дочка делает то же самое с маленькими предметами. Скажите, что делает дочка?» Дети отвечают: «Дочка завязывает шарфик». Таким образом изменяются и другие фразы, предложенные логопедом.

4.Игра «Изменялки».                                                                                                   

 Педагог:

- Будем с мячиком играть, предложения изменять.  Я буду каждому из вас называть предложение и бросать мячик.  Вы изменяйте предложение так, чтобы в нём появились ласковые слова, и бросайте мячик обратно.        

 – Собака догоняет зайца.   (Собачка догоняет зайчика.)                                  

- Мама вяжет носок.    (Мамочка вяжет носочек.)                                             

Белка грызёт шишку.   (Белочка грызёт шишечку.)                                           

-Папа читает книгу.    ( Папочка читает книжечку.)                                  

- Лена надевает юбку.    (Леночка надевает юбочку.)

 

 

 

 

 

5.Игра «Из чего?»

Педагог:

-Герой рассказа « Незнайка» Сиропчик очень любит варить и угощать вареньем своих друзей. Давайте назовем ягодки , которые мы собрали для нашего угощенья.( малинка,брусничка,вишенка, и т.д.)

6.Игра « Сладости для Пончика»

Педагог:

-Вы узнали , ребятки, кто это? Правильно, наш сладкоежка, Пончик .У него сегодня День рождения и он больше всего ждет сладких подарков. Давайте угостим нашего друга сладостями.

7. Игра « Подарки  Машеньке и Ванечке»

Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

8. Игра «Четвертый лишний».

   На доску выставляются четыре картинки: три картинки с изображением больших предметов и одна картинка с изображением маленького предмета. Например, нос, шарф, домик, куст. Детям предлагается назвать картинки, выделить лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Таким образом отрабатываются пять – шесть рядов.

9. Игра«Кто у кого?» .  В процессе игры требуются картинки с

изображением животных и их детенышей.

Вначале  педагог  задает детям загадку про животного. Например: «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?» (Белка).

«А как называют детеныша белки? (Бельчонок)».

«Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам надо вспомнить детенышей животных».

Педагог называет животных и показывает картин­ки. Дети вспоминают названия детенышей животных (лисенок, котенок и др.)

10. Закрепление  уменьшительно-ласкательных суффиксов в стихах и потешках.

1.)Спелую малинку

Собери в корзинку,

А свою картинку

Положи в машинку.

У дорожки выросла

Стройная рябинка,

А с рябинкой рядышком –

Славная осинка.

 

2.)Лисичка-сестричка

Пила всё водичку

 В гостях у синички.

У маленькой птички.

3) Долго я слушал соловушку,

Пока не устала головушка.
Плавает плавно лебёдушка, Вдаль улетает журавушка.

11. Грамматика в рассказах и сказках.

Тема: «Овощи»

Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Спор в огороде.

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

- Что — бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день — кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей — самый хороший и вкусный!»

© ГБДОУ Детский сад 58 Приморкского района г. Санкт-Петербурга, 2013г.
Создание сайта - SEOSKY