Детск ий сад

58

(812) 395-39-73
г. Санкт-Петербург,
Комендантский пр., д. 25, к. 2

gdou58@mail.ru

Преодоление нарушения лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Автор: Мурашко Ю.П., учитель-дефектолог

Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика.

Если ребёнку не оказывается ранняя и своевременная помощь, то к моменту поступления в школу он будет находиться на недостаточном уровне своего речевого развития, чтобы успешно осваивать школьные знания.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его активизация и закрепление занимают большое место.

        Предлагаемая методика будет способствовать более эффективному преодолению нарушений лексики; расширению объема, актуализации словаря; совершенствованию семантической структуры слова у детей.

 

Развитие словаря существительных

1. Игра «Назови части»

Материал: предметные картинки.

Процедура: взрослый называет слово, предлагает назвать его части.

    Например:

Кот - тело, голова, хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, шерсть.

Грузовик -…

 Дом - ...

 Дерево - ...

 Самолет - ...

 Рубашка - ...

 Стул - ...

 

                 2. Отгадывание предмета по названию его частей

Материал: предлагается следующий речевой материал:

      Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

      Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

      Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

     Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

     Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

     Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

     Глаза, рот, нос, брови, щеки, лоб, подбородок (лицо).

     Рукава, воротник, манжеты, карманы (рубашка).

     Голова, туловище, ноги, хвост, вымя, (корова).

     Пол, стены, потолок, окно (комната).

     Подоконник, рама, стекло (окно).

Процедура: детям предлагается отгадать и назвать предмет по названию его частей.

                 

                   3. Загадки - описания

  Материал: предлагается несколько картинок животных.

  Процедура: взрослый читает описание животного.

Например:

       Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый;

       Я большой, серый, с хоботом и большими ушами;

      Я маленький, серенький, с длинным хвостиком;

      Я грозный, большой, с длинной гривой;

      Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами.

После прочтения описания взрослый предлагает детям выбрать из имеющихся

картинок - нужную (подходящую под описание).

                            Развитие глагольного словаря

1.Игра«Кто как передвигается»
Материал: картинки.

Процедура: взрослый показывает картинки, дети определяют их и называют, как они передвигаются.

Лошадь - скачет                                                Рыба - плавает

Черепаха ползает                                            Собака - бегает

Птица - летает                                               Лягушка прыгает

  2. Игра «Кто как ест?»

Материал: картинки с изображением животных.

Процедура: взрослый показывает картинки, дети определяют их и называют, как они едят.

Петух - клюет зерно                                  

Мышка - ест сыр

Собака - грызет кость                             

Кошка - лакает молоко                             

Лошадь - жует сено

3. Игра «Кто как голос подает»

Материал: картинки.

Процедура: взрослый показывает эти картинки. Дети определяют их и называют, кто как голос подает:

 Утка крякает                 Воробей чирикает                       Кошка мяукает

 Собака лает                  Лягушка квакает                        Корова мычит

 Петух кукарекает        Волк воет                                    Свинья хрюкает

 Мышка пищит              Курица кудахчет                        Овца блеет

Птица поет                   Гусь гогочет

Лошадь ржет               Ворона каркает

Голубь воркует            Сорока стрекочет

 

4. Игра «Кто, что умеет делать?»

 Материал: картинки с изображениями профессий людей.

Процедура: взрослый показывает эти картинки. Дети должны назвать, кто что делает:

Воспитатель воспитывает  

Учитель учит

Строитель строит

Доктор лечит

Водитель водит

Продавец продаёт

Художник рисует

Фотограф фотографирует

Повар варит, жарит. парит

                       Развитие словаря прилагательных

1. «Добавь-ка!»

 Процедура: взрослый называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».    Побеждает    тот, кто    назовет    последним    слово-прилагательное.

    Речевой материал:

Трава (какая она?)  - зелена, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная...

Стол (какой он?) - деревянный, круглый, обеденный, компьютерный.

Платье (какое оно?) - красивое, длинное, короткое, летнее, красное, пестрое, легкое, нарядное...

Фрукты (какие они?) - сочные, спелые, вкусные, сладкие, кислые, зеленые...

 

 

 

2. Составление детьми загадок - описаний по определенному плану

  

Материал: картинки с одеждой.

Процедура: взрослый раздает детям картинки с одеждой.  Детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.   Остальные дети ее отгадывают.

Например: Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой.   Что это? (Шарф).

                            Развитие словаря антонимов

1. Игра «Закончи-ка!»

Процедура: взрослый просит закончить предложение и назвать слова «неприятели». Речевой материал:

 Слон большой - комар...

Камень тяжелый, а пушинка...

Золушка добрая, а мачеха…

 Сахар сладкий, а горчица...

 Дерево высокое, а куст...

 Дедушка старый, а внук...

 Суп горячий, а компот...

Лев смелый, а заяц...

 Молоко жидкое, а сметана...

 Река широкая, а ручеек...

 Работать трудно, а отдыхать...

 Днем светло, а ночью...

 Заяц скачет быстро, а черепаха ползает...

Продавец продает, а покупатель...

Друзья часто ссорятся, но легко...

 Легко заболеть, но трудно...

 Воспитатель спрашивает, а дети...

Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

 Сначала гостей встречают, а потом...

 При встрече здороваются, а при расставании...

 Вечером ложатся в кровать, а утром...

 

2. Игра «Скажи наоборот» Материал: картинки.

Процедура: Взрослый просит «сказать наоборот», используя слова: 

 больше       меньше, тяжелее - легче, выше, ниже, быстрее - медленнее и т.д.

Например:

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее, кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

© ГБДОУ Детский сад 58 Приморкского района г. Санкт-Петербурга, 2013г.
Создание сайта - SEOSKY